1. Информация о Детском доме, задачах и условиях содержания и воспитания детей.

 

 

 

         В 2017 году детский дом работал над проблемой "Создание условий социальной реабилитации и адаптации воспитанников через личностно-ориентированную, здоровьесберегающую и практическую направленность воспитательного процесса, выбор оптимальных технологий воспитания и совершенствование трудовой подготовки".

 

          Цель:  "Формирование полноценной психически и физически здоровой личности с устойчивым нравственным поведением, способной к саморегуляции и самоопределению в социуме"

 

         Задачи детского дома:

 

1. Создание условий жизни и учебы воспитанников в охранительно-оздоровительном режиме.

 

2. Формирование умений и навыков трудовой деятельности.

 

3. Привитие навыков адаптивного поведения.

 

4. Социально-психологическая реабилитация воспитанников с последующей интеграцией в общество.

 

         Для выполнения данных задач в детском доме созданы все условия для проживания детей, максимально приближенные к домашним. Жизнеустройство одной группы организовано по семейному принципу.

 

           В 2017 году в детском доме было сформировано 3 группы. Количество воспитанников в группах не превышает 8 человек.  У каждой группы своя гостиная комната, оборудованная необходимой мебелью,  теле - и видеоаппаратурой. В гостиных комнатах дети проводят мероприятия, играют, отдыхают, смотрят телевизор. Кроме этого для воспитанников детского дома оборудован  компьютерный класс, комната для выполнения домашних заданий, оборудован кабинет социально-бытовой ориентировки, где ребята вместе с педагогом учатся готовить, сервировать столы, встречать гостей, справляют свои дни рождения. На втором этаже оборудована еще одна кухня-столовая, ребята со своими воспитателями в свободное время собираются попить чаю с приготовленными своими руками блинчиками, пирожками, печеньями. Ребятам очень нравится собираться в "нерабочей" обстановке, за круглым столом. Для воспитанников детского дома оформлены и оборудованы спальные комнаты, рассчитанные на 1-2 человека.

 

         В 2017 году было оборудовано помещение для проживания по семейному типу. Для этого оборудована гардеробная комната, учебная комната, кухня, помещение для санитарно-гигиенических процедур, которая оборудована душевой кабиной, мебелью для ванной комнаты и стиральной машиной.

 

          Для полноценного воспитания, для пропаганды здорового образа жизни имеется спортивное оборудование: мячи волейбольные, футбольные, лыжный инвентарь (лыжи, ботинки, палки), коньки, оборудован тренажерный зал, где ребята могут заниматься в свободное время. На территории детского дома оборудована спортивная площадка, предназначенная для занятий волейболом, баскетболом и мини-футболом. В свободное время воспитанники всегда имеют возможность поиграть в настольный теннис (для этого имеется теннисный стол в количестве 1 шт.) Для встреч ребят с гражданами, желающими усыновить (удочерить) или принять в замещающую семью оборудована комната-гостиная.

 

         В детском доме функционирует столовая, рассчитанная на 32 места. Все ребята кушают в одну смену. Кухня оборудована всеми необходимыми техническими средствами и посудой.

 

В детском доме имеется автотранспорт ПАЗ 320608-110-70,  2014  года выпуска. По периметру детского дома имеется ограждение, вокруг здания установлено 7 видеокамер, внутри здания  9 видеокамер имеется пожарная сигнализация, кнопка экстренного вызова с выходом на вневедомственную охрану.

 

         В 2017 году в детском доме работало 2 кружка: спортивный, "Умелые ручки".  Внеурочная занятость воспитанников была 100 %. Каждый ребенок может найти применение своей фантазии, творчеству. В течение года большая работа по развитию творческих способностей и трудовых навыков проделана педагогом дополнительного образования Леоновой Л.И., педагогом-организатором Макаренко Д.Д., Панфиловым В.И.

 

         Воспитанники детского дома посещают детские сады №№ 126 и 5, учатся в МОУ СОШ 19, 24, 37,  КГКОУ Школа 1 и в Комсомольском-на-Амуре колледже технологий  и сервиса. Образовательные учреждения работают в 1 смену при пятидневной и шестидневной учебной неделе, режим работы школы обеспечивает занятость учащихся в первую половину дня, во вторую половину - воспитанники занимаются в спортивных секциях,   кружках детского дома и учреждениях дополнительного образования. Наши воспитанники посещают бассейн СК "Смена", тренажерный зал и секцию борьбы МОУ ЦДО "Дземги", спортивную секцию СК "Металлург".

 

          Анализируя деятельность детского дома за 2017 год, необходимо отметить, что все учащихся успешно закончили школу и  перешли в следующие классы. 

 

 Каждую четверть подводились итоги успеваемости и посещаемости школы. На начало учебного года к занятиям приступили все учащиеся (100%). В основном все учащиеся регулярно посещают уроки. 2 воспитанника находятся на домашнем обучении. На конец учебного года  ударников было 8 человек, что составляет 53%.

 

 

 

  1. Информация о численности воспитанников и их возрастных группах

 

На конец 2017 года в детском доме проживал 21 воспитанник в возрасте от 4 до 17 лет. Было сформировано три разновозрастных группы. При формировании групп учитывались родственные связи и пожелания детей.

 

Учащихся1-5 классов 4 человека, 6-9 классов 11 человек, учащихся  ККТиС 4  человек. Мальчиков - 13 ч., девочек - 8 человек.

 

 

 

3. Характеристика контингента воспитанников

 

- дети, оставшиеся без попечения родителей – 9

 

- дети-сироты – 5

 

- родители, ограниченные в родительских правах – 7

 

 

 

 

 

4. Информация о численности и составе работников Детского дома.

 

 

 

Детский дом укомплектован узкими специалистами, имеющими  высшее и специальное среднее образование.

 

Всего педагогов - 12;

 

 

 

№ п/п

ФИО

Должность

Образование

Курсовая подготовка

Квалификационная категория

1

Мертвищева Елена Валентиновна

Директор Детского дома

Высшее

2017

Соответствие занимаемой должности

2

Панфилова Наталья Аркадьевна

Заместитель директора Детского дома

Высшее

2017

Соответствие занимаемой должности

3

Лисогорская Елена Александровна

Старший воспитатель

Высшее

2017 г.

Соответствие занимаемой должности

4

Прудникова Оксана Владимировна

Воспитатель

Высшее

2015 г.

Соответствие занимаемой должности

5

Гулина Наталья Владимировна

Воспитатель

Высшее

2016

Соответствие занимаемой должности

6

Попова Ольга Ивановна

Воспитатель

Высшее

2016

Соответствие занимаемой должности

7

Решетникова Виктория Викторовна

Воспитатель

Среднее-специальное

2017

Соответствие занимаемой должности

8

Макаренко Дарья Дмитриевна

Воспитатель

Высшее

2017

Соответствие занимаемой должности

9

Инкина Яна Валерьевна

Социальный педагог

Среднее-специальное

2017

Соответствие занимаемой должности

10

Шульга Ольга Дмитриевна

Педагог-психолог

Высшее

2017

1 кв. категория

11

Леонова Любовь Ивановна

Педагог-дополнительного образования

Среднее-специальное

Учится в пед. колледже

Соответствие занимаемой должности

12

Панфилов Виктор Иванович

Педагог дополнительного образования

Высшее

2017

Высшая

 

        

 

         Е.В. Мертвищева и Н.А. Панфилова имеют награду - нагрудный знак "Почетный работник общего образования"

 

Е.А. Лисогорская награждена  Почетной Грамотой Министерства образования и науки Хабаровского края.

 

 

 

5. Информация о направлениях работы с детьми и взаимодействии с организациями и гражданами.

 

 

 

         Коллектив детского дома в течение всего года работал над созданием благоприятных условий, приближенных к домашним, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию личности, обеспечению социальной защиты, медико – психолого – педагогической реабилитации и социальной адаптации детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в сложной жизненной ситуации. Работа строилась на основе Федерального закона «Об образовании в РФ»,   Конвенции о правах ребенка, Федерального Закона «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», Постановления Правительства РФ "О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и других нормативных документов Правительства РФ, Министерства образования и науки РФ, Департамента труда и социальной защиты, Устава детского дома.

 

         Администрация и педагогический коллектив детского дома стремились строить воспитательный процесс, ориентированный на ценности демократического общества, общечеловеческие нравственные приоритеты, гармонизацию взаимоотношений ребенка с окружающим социумом, природой, самим собой: формирование у воспитанников готовности к самостоятельному выбору в пользу здорового образа жизни, образования, самореализации в общественно и личностно значимой творческой деятельности.

 

В детском доме начинает развиваться реализация технологии  наставничества. Разработана программа наставничества «Жизнь дается один раз». Были изучены некоторые особенности организации наставничества, определены условия, необходимые для реализации технологии. За некоторыми воспитанниками закреплены педагоги наставники: Панфилова Н.А. наставник Баранова Сергея,  педагог-психолог Шульга О.Д. является наставником двух воспитанников -  братьев Романовых,  Ивана и Данила,   выходные и каникулярные дни проводят вместе в кругу семьи.

 

Детский дом открыл двери для общественных волонтерских организаций, работающих с детьми и молодежью. На  базе Детского дома стали проходить совместные мероприятия добровольцев общественных организаций и воспитанников детского дома.Детский дом сотрудничает с волонтерами подросткового клуба «Взросление» «Краевого молодежного центра социальноговоспитания и здоровья». Нашим воспитанникам очень нравятся мероприятия, с которыми они посещают детский дом. Волонтерская  деятельность  носит творческий и активный характер. Это дает возможность подросткам проявить себя в творческой деятельности.  Среди волонтеров  люди разных поколений – от студентов до пенсионеров, разных профессий.  Очень тесно с нами сотрудничают Казаки, которые с радостью откликаются на все предложения.

 

 Наши двери открыты для гостей и их приходит немало, совместно с инспекторами ПДН ОП-4 были проведены спортивные мероприятия, выезды на рыбалку,  совместный выход в музей судостроительного завода,  в ноябре состоялся правовой  брифинг,  в котором принимали участие сотрудники следственного комитета,специалистотдела по незаконному обороту наркотиков.Ребята получили консультации по интересующим их вопросам. После завершения мероприятия исполняющий обязанности руководителя отдела по  г. Комсомольску-на-Амуре СУ СК России по Хабаровскому краю подполковник юстиции Алексей Юрьевич Карастелев подарил подарки ребятам. Частыми гостями в детском доме бывают представители  службы конвоя МВД России.

 

         В результате целенаправленной деятельности педагогическому коллективу удалось достичь положительных результатов по решению поставленных задач на 2017 год:

 

- осуществлялась работа над единой  темой «Создание условий для социальной реабилитации и адаптации воспитанников через личностно-ориентированную, здоровье сберегающую и практическую направленность воспитательного процесса, выбор оптимальных технологий воспитания и совершенствования многопрофильной трудовой подготовки;

 

- повысилась результативность психологической, социальной и медицинской помощи воспитанникам;

 

- велась целенаправленная работа по обмену опытом работы педагогов в рамках методических объединений и методического совета - воспитатель Макаренко Д.Д.  приняла участие в краевом конкурсе «Воспитатель года 2017», организованного Центром семейного устройства;

 

Эффективно действовала система мотивации детской  творческой активности педагогического коллектива и воспитанников;

 

- ребята приняли участие в краевом конкурсе творческих работ «Удивительный мир животных» диплом 3 степени и дипломы за участие,

 

- краевой конкурс детского рисунка «Произведения детских писателей в рисунках»

 

- краевой творческий  конкурс «Дальневосточный гектар».

 

- участие во всероссийской викторине «Россия-Родина моя» 1 место

 

- всероссийская олимпиада «В жизни общества» диплом за 1 место

 

- всероссийская викторина «Все обо всем» диплом за 1 место

 

- всероссийская викторина «Юный патриот великой страны» диплом за 1 место

 

- всероссийский конкурс «Права и обязанности ребенка» диплом за 1 место

 

- участвовали в ежегодной городской выставке работ детей-инвалидов (1 место)

 

- в городском  блиц-турнире по футболу «Золотая осень»;

 

- в городском турнире по мини-футболу «Джин и Футбол Вместе»;

 

Для воспитанников были организованы тематические экскурсии-

 

в Экспоцентр завода им. Гагарина,  музей Судостроительного завода, краеведческий музей.

 

- в течение всего года ребята посещали кинотеатр «Факел».

 

- имели возможность активно провести   выходные в таких досуговых центрах как:  картинг-центр «Форсаж», боулинг-цент «QUEEN»,  роллердром «Киров парк».

 

Так же внутри детского дома велась насыщенная воспитательская работа:

 

- интеллектуально-развлекательные игры «Царь горы», «Звездный час», «Своя игра».

 

- акции «Подари другу сердце», «Спасибо деду за победу»

 

- конкурсы агитбригад  на темы- экология, профориентация, экономика.

 

- конкурсы чтецов, посвященные Дню победы, Дню рождения Хабаровского края.

 

- конкурсы газет, посвященные праздникам  8 марта, 23 февраля, День космонавтики, День правовых знаний.

 

- выставки поделок «Символ нового года», «Дары осени», «Даем мусору вторую жизнь», «На космической орбите».

 

- конкурс на лучшее оформление игровой комнаты, лучшее оформление спальни.

 

- операции «Чистый двор», «Сорняк», «Озеленение территории».

 

- мисс детского дома;

 

- праздничные развлекательные мероприятия, посвященные Новому году,  8 марту;

 

- брифинг, посвященный "Дню правовых знаний"

 

- большой популярностью у воспитанников детского дома пользуются игры по станциям « Экономика важна», «Юный пешеход», « Мы за здоровый образ жизни», «Экологическая тропа».

 

- спортивные эстафеты, «Веселые старты», соревнования по футболу, настольному теннису, стритболу, занятия в тренажерном зале, посещение бассейна СК "Смена"

 

         Особой популярностью пользуются традиционные коллективные творческие дела: Праздник осени, Дни здоровья, конкурсы «Мисс детского дома», «Мистер детского дома», «Гиннес шоу», мастерская Деда Мороза, театрализованное новогоднее представление, Большая экономическая игра.

 

         В течение  года воспитательная работа с воспитанниками детского дома велась в соответствии с годовым планом. Каждый месяц был тематический. Сентябрь-месячник безопасности дорожного движения, октябрь - «Месячник антитеррористической и противопожарной безопасности», ноябрь - месячник охраны здоровья, профилактики алкоголизма, курения и наркомании «Здоровое поколение», декабрь - «Новый год к нам идет», январь — месячник профориентационной работы «Мир профессий», февраль — месячник гражданско-патриотического воспитания « Мое отечество», март — месячник духовно-нравственного воспитания, апрель — месячник природоохранной и экологической деятельности «Цвети, Земля», май — месячник героико-патриотического воспитания «Никто не забыт, ничто не забыто», июнь — месячник здорового образа жизни.

 

         Для реализации поставленных задач в детском доме на начало года имелась необходимая нормативно – правовая база, соответствующие локальные акты и положения, работает служба постинтернатного сопровождения выпускников.

 

         В детском доме сформирован стабильный, инициативный, творческий коллектив единомышленников. Воспитательный процесс осуществляют 12 педагогов.

 

         Аттестация педагогических работников проводилась в соответствии с перспективным планом. В 2017 году курсы повышения квалификации прошли  восемь  педагогов.

 

         Выстраивая систему методической работы, администрация учитывала задачи Детского дома,  поставленные на год, уровень педагогического мастерства и квалификацию педагогов, их текущую аттестацию, имеющийся педагогический опыт, а также трудности в работе и результаты диагностирования потребностей педагогов.

 

         К числу сильных сторон педагогического коллектива следует отнести достаточно высокую теоретическую и технологическую подготовку педагогов, наличие положительного настроя на осуществление инновационных преобразований в образовательном процессе, благоприятный нравственно – психологический климат.

 

         Так как уровень психического и физического развития воспитанников разный, разный и возрастной состав воспитанников, поэтому работа с такими детьми требует индивидуального, дифференцированного подхода при организации и проведении мероприятий.

 

         При планировании работы выбирались соответствующие возрастным особенностям и характеристикам формы и методы работы.

 

С целью выявления интересов воспитанников, а также отслеживания результатов проводимых мероприятий, проводилось анкетирование 2 раза в год – в мае и декабре. Проведя анкетирование среди воспитанников,   выявились такие потребности как  проведение мероприятий развлекательного характера. Для социализации воспитанников детского дома в обществе, для развития профориентационной работы, для воспитания трудолюбия уважения к труду, дети с большим удовольствием трудоустраиваются через  клуб «Труд и занятость». Так дети были трудоустроены в летний период, период с сентября по октябрь. За свою работу воспитанники получают заработную плату, которую используют по своему усмотрению. Так они учатся рационально использовать свои заработанные средства.

 

         Огромную помощь в воспитательной работе и работе по социализации воспитанников оказывают наши социальные партнеры:

 

- ООО "РН-Комсомольский НПЗ";

 

- Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации"

 

- ИП "Афанасьев";

 

- ИП "Наземцев"

 

- Служба конвоя МВД России

 

- ООО "Стальинтек-Комсомольск"

 

- Следственный отдел по г. Комсомольску-на-Амуре, СУ СК России по Хабаровскому краю

 

Огромную помощь в нашей работе оказывает представители казачества клуба "Ладья". Они помогают нам организовывать мероприятия, находят особый подход к нашим детям, могут достучаться до их сердец.

 

 

 

 

 

5. Информация о численности воспитанников, переданных под опеку граждан.

 

 

 

         В течение 2017 года переданы под опеку  под опеку 3 воспитанника, две девочки и один мальчик.     Двое воспитанников посещают "гостевую семью» сотрудника Детского дома. Ребята вместе с педагогом ходят в кино, посещают спектакли Драматического театра, учатся находить и покупать нужные продукты и товары первой необходимости. У этих ребят сложились хорошие отношения, педагог стал настоящим наставником для подростков.

 

С целью совершенствования уровня деятельности детского дома, повышения мастерства педагогов,  улучшения качества образования и воспитания систематически осуществлялся контроль  за выполнением  и качеством  воспитательного процесса, за уровнем воспитанности,  за созданием условий, обеспечивающих процесс обучения и воспитания.

 

На основании годового плана работы  в детском доме проведены следующие проверки:

 

  1.                 Ежемесячный контроль за заполнением журналов учета рабочего времени, дневников наблюдений, индивидуальных планов воспитателей, журналов инструктажей по технике безопасности. По каждой проверке были составлены справки.
  2.                 Неоднократно проводилась проверка работы воспитателей и узких специалистов по работе с детьми «группы риска». В ходе проверок было установлено, что на каждого воспитанника «группы риска» составлена индивидуальная программа реабилитации, регулярно заполняются дневники наблюдения, проводится индивидуальная работа по профилактике самовольных уходов и правонарушений.
  3.                 Проводилась проверка работы педагога-психолога, старшей вожатой. Были посещены коррекционные занятия во всех группах. По итогам посещения занятий был дан анализ каждого занятия и работы педагога-психолога, который был представлен на совещании при директоре.
  4.                  Проводилась работа по контролю за работой педагогов дополнительного образования. Было проверено наличие программ, индивидуальных планов, сохранность численности воспитанников, посещающих кружки. Итоги своей работы за год педагоги дополнительного образования представили в виде традиционной ежегодной выставки работ воспитанников нашего дома и отчетного концерта художественной самодеятельности.
  5.                  Два раза в год проводилась проверка работы педагогов по самообразованию. В рамках данной темы были посещены воспитательские занятия, были заслушаны доклады воспитателей Гулиной Н.В., Решетниковой В.В., Прудниковой О.В., Поповой О.И., Макаренко Д.Д., а так же педагога-психолога Шульга О.Д. и социального педагога Атаевой Я.В.

 

Перед педагогическим коллективом детского дома стоит одна из главных задач – формировать у учащихся мотивацию на здоровый образ жизни, т.е. заставить подростков осознать необходимость заботиться о своем здоровье. Здоровый образ жизни формируется через:

 

- воспитательские мероприятия (игры, тренинги, профилактику курения, наркомании, алкоголизма).

 

- участие в спортивно – оздоровительных мероприятиях;

 

- дни здоровья и т. д.

 

Состояние здоровья воспитанников в значительной степени связано с их физической активностью, рациональной организацией питания, работой спортивных кружков, секций. Медицинское обслуживание осуществляется медицинскими сестрами и   врачами участковой больницы.

 

В детском доме созданы хорошие условия для проживания и воспитания детей, рационально организуется  режим дня: вне учебное время включает в себя и активный отдых, и участие в кружках и секциях, и время для занятий по интересам. Соблюдаются гигиенические нормы и требования к организации учебного процесса, требования к использованию технических средств в обучении и воспитании, рационально организуются физкультурно-оздоровительные мероприятия, внедряются и используются адекватные методы и методики обучения и воспитания.

 

Режим дня организован  путем сочетания умственной и физической активности, смены видов деятельности, учета индивидуальных особенностей подростков.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

 

 Контроль за соблюдением санитарно – гигиенического режима осуществляется через составление режима дня согласно требованиям Сан ПиНа (учитывается ход кривой дневной и недельной работоспособности учащихся) Для профилактики утомления, нарушения осанки, зрения на  внеклассных мероприятиях проводятся физ. минутки, комплексы специальных упражнений. В детском доме созданы условия для удовлетворения биологической потребности учащихся в движении: проводятся подвижные игры, спортивные часы, дни здоровья.  Во второй половине дня проводятся кружки, секции,  внеклассные мероприятия.

 

Использование здоровьесберегающих технологий (пальчиковая гимнастика Бутейко А.Т, гимнастика для глаз, физ. минутки, динамические паузы, занятия ЛФК) помогают педагогам на достаточном уровне поддерживать работоспособность воспитанников во время проведения воспитательских часов и самоподготовок, уверенность в себе.

 

         Все воспитанники детского дома в летний период отдыхали в загородном оздоровительном лагере "Орбита".        Ежегодно проводится  углубленный медицинский осмотр воспитанников детского дома  врачами узкой специализации.

 

         В Детском доме работает служба по сопровождению выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В обязанности службы по постинтернатному сопровождению входит осуществление мер по защите прав и законных интересов выпускников. Специалистами Службы оказывается консультативная, психологическая, юридическая и педагогическая помощь. Помощь в трудоустройстве, помощь в подборе и оформлении компенсации за найм жилого помещения. На учете Службы находятся 25 выпускников детских домов.

 

         В 2017 году был организован "Клуб выходного дня" в рамках службы постинтернотного сопровождения. Ребята, находящиеся на постинтернатном сопровождении два  раза в месяц собираются вместе, обсуждают свои проблемы, делятся советами, посещают кинотеатр, мероприятия, чаепитие.